Методика светофора

  • Печать

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

 

   Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2006 по 2009 годы, большинство детей (72%) сегодня можно назвать кинестетиками, то есть ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения. Некоторые специалисты относят к этой категории всех детей младшего школьного возраста по причине их подвижности и эмоциональности.

   Кинестетики, как известно, не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чём-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу. Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию, учителям приходится по несколько раз объяснять одно и то же. Таким детям проще познавать мир, когда данные представлены им наглядно, такие учащиеся любят действовать, проверять и анализировать.

   Для учащихся начальных классов, у которых преобладают двигательные ощущения, я разработала специальную, основанную на цветочтении, методику «Светофор». Основным преимуществом этого метода является то, что обучение чтению происходит с дополнительной наглядной опорой, при которой все буквы слова, преимущественно, в зависимости от типа речевых звуков (гласные и согласные), выделяются при помощи точек трех цветов, а сочетания двух гласных букв (например, оо), а также сочетания двух согласных букв, (например, sh, ch и др), имеющих устойчивое звуковое соответствие, отмечаются их обведением «в кружок».    

Практика показывает, что при восприятии материала, все младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, поэтому считаю возможным применять эту методику в обучении любого младшего школьника.

 

   Еще одним достоинством это метода является то, что при его применении, ребенок задействует моторную память, в то время, когда он выделяет буквы определенным цветом. Многие дети утомляются при чтении незнакомых слов, т.к. им приходится выполнять ряд монотонных логических операций, вследствие чего, они начинают отвлекаться. Кинестетиков легко распознать среди других учеников: пока остальные учащиеся следят за чтением одноклассников, дети, познающие мир тактильным путем, предпочитают не смотреть в учебник, т.к. в это время они перебирают пальцами ручку или карандаш, двигают ногами или рисуют что-нибудь у себя в тетради. Память таких детей включается во время движения. Поэтому, я считаю целесообразным интегрировать чтение и рисование, которое является для детей выражением постоянного стремления к движению. Придерживаюсь мнения, что таким ученикам нужно предоставить на уроке в процессе обучения чтению, возможность использовать цветные карандаши, но только пусть это будут не рисунки на произвольную тему, а цветовое обозначение разных типов речевых звуков. Таким образом, рисование цветных точек над буквами, в промежутках между чтением иностранных слов помогает ребенку избавиться от лишней энергии.

На практике, я использую элементы этой методики в следующем порядке: сначала прошу ребят обвести буквы, сочетание которых представляет собой непроизносимые звуки, например, «gh». Затем, найти и обвести сочетание двух букв, передающее один звук (например, «oo»). После этого, отметить обведением («в кружок») остальные опасные сочетания, например, «wa». На следующем этапе прошу детей поставить красные точки над буквами, передающими гласные звуки: (a, e, i, o, u, y). Прошу детей вспомнить, что как при переходе проезжей части нельзя идти на красный цвет, так и при чтении этих гласных, требуется остановка и дальнейший анализ их чтения, в зависимости от того, в открытом или в закрытом слоге стоит каждая из этих них. Можно даже вспомнить строчки из стихотворения: «Красный свет-дороги нет». И выучить «договорку»: «Гласные (красные) опасные.

Далее, с помощью желтых точек над буквами (r, с, g, s) показываем, что каждая из них может передавать разные звуки, в зависимости от другой буквы, стоящей рядом. Можно вспомнить договорку: «На светофоре желтый yellow, шагов вперед пока не делаю. А пока я стою, на букву рядом посмотрю». Все оставшиеся буквы слова отмечаем зелёным цветом, так как читать их можно сразу, поскольку они всегда передают одни и те же звуки, например, k [k]. Запомнить это можно с помощью следующих строк: «Свет зеленый впереди, ты не медли, друг, иди»!

Основная функция этого метода-развитие орфографической зоркости учащихся, которые только начинают постигать азы чтения.

Педагогам, преподающим иностранный язык, не стоит также забывать, что чтение иностранных текстов должно быть не просто учебной задачей. Необходимо, чтобы оно являлось средством развития познавательного интереса ребенка, поэтому нужно использовать определенные методы, учитывая его познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности. Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу. А также, при обучении ребенка чтению, педагогам необходимо учитывать все три основные канала восприятия, в то время как большинство учителей английского языка используют только два: зрительный и слуховой.